г.Челябинск ул.Кожзаводская 16

Виды, классы и допуски тормозных жидкостей, интервалы замены

На данный момент существует несколько основных спецификаций тормозных жидкостей, которые используются в гидравлических тормозных системах легковых автомобилей:

 

DOT 3 (ISO 4925 Class 3) на данный момент использовать не целесообразно, так как она обладает довольно низкими эксплуатационными свойствами и большей способностью к абсорбции влаги из атмосферного воздуха, не имеет преимуществ перед DOT 4 жидкостями, даже в цене. Основа тормозных жидкостей DOT 3 полиалкиленгликоль.

 

DOT 4 самая популярная на данный момент спецификация тормозной жидкости, имеет несколько разновидностей внутри одного стандарта ISO 4925 Class 4 и Class 6.

 

DOT 4 Plus данная спецификация тормозной жидкости предназначена в основном для автомобилей марки Mercedes-Benz (лист допуска 331.0). Является пограничным продуктом, введенным Daimler-Benz для собственных нужд, в то время, когда характеристик продуктов по спецификации DOT4 было недостаточно, а спецификация DOT 5.1 еще не была разработана. В качестве замены для DOT4 Plus возможно использование DOT 5.1.

 

DOT 4 ESP (Так же возможны вариации названий LV-Low Viscosity, LT-Low Temperature, SL.6) Тормозная жидкость, соответствующая спецификации ISO 4925 Class 6.

 

DOT 5.1 (ISO 4925 Class 5-1) Превосходит по своим характеристикам спецификацию DOT 4, тормозные жидкости данной спецификации предназначены для работы в высокопроизводительных тормозных системах.

 

DOT 5.1 ESP развитие спецификации, улучшены характеристики жидкости при работе в условиях низких температур.

 

DOT 5 Тормозные жидкости по этой спецификации изготовлены на базе силиконов, в отличии от DOT4-DOT5.1, которые изготовлены на основе полиэтиленгликоля с полиэфирами борной кислоты. Это значит, что эти жидкости не взаимозаменяемы и не могут смешиваться в тормозной системе.

 

Для более наглядного понимания отличий в характеристиках тормозных жидкостей, значения сведены в таблицу. «Сухая» температура кипения указана для тормозной жидкости, только введенной в эксплуатацию. «Увлажненная» температура кипения указана для тормозной жидкости, имеющей содержание влаги 3,5%.

Стандартов, которые регламентируют параметры тормозной жидкости несколько (SAE J 1703, SAE J 1704, FMVSS 116, ISO 4625), мы рассмотрим значения в рамках ISO 4925.

 

 

ISO 4925

Температура кипения «сухой», не менее

Температура кипения «увлажненной», не менее

Вязкость при -40 °C,

не более

Вязкость при +100 °C, не менее

Class 3

205 °C

140 °C

1500 mm2/s

1,5 mm2/s

Class 4

230 °C

155 °C

1800 mm2/s

1,5 mm2/s

DOT4+

260 °C

180 °C

750 mm2/s

1,5 mm2/s

Class 5.1

260 °C

180 °C

900 mm2/s

1,5 mm2/s

DOT 5.1 ESP

260 °C

180 °C

750 mm2/s

1,5 mm2/s

Class 6

260 °C

165 °C

750 mm2/s

1,5 mm2/s

 

В связи с тем, что тормозные жидкости довольно гигроскопичны и могут в первый год эксплуатации «впитывать» до 2-3% влаги из атмосферного воздуха, рекомендуется регулярная замена с периодичностью 2-3 года (лучше сократить до 1-2 лет, в зависимости от интенсивности эксплуатации автомобиля).

Как может негативно повлиять на тормозную систему высокое содержание влаги в тормозной жидкости? Из долгосрочных факторов - это коррозионные процессы. Даже при условии, что в тормозные жидкости при производстве вводят ингибиторы коррозии, при высоких значениях содержания влаги начинается разрушение поверхностей тормозных поршней, возможно нарушение герметичности в паре поршень-манжета, преждевременный износ манжеты суппорта, также возможно разрушение стенок тормозных трубок (в большинстве случаев трубки тормозной системы выполнены из стали). При крайне высоких значениях, более 3,5% содержания влаги, снижается температура замерзания тормозной жидкости, что может критично повлиять на работоспособность тормозной системы в целом в условиях низких температур.

В условиях высоких температур при повышенном содержании влаги в тормозной жидкости снижается температура кипения, то есть возможно завоздушивание (в следствии закипания) тормозной системы при активном использовании тормозной системы, что резко снижает её производительность и работоспособность в целом.

Для оценки содержания влаги в тормозной жидкости применяют гигрометры. На данный момент бытовые вариации вполне доступны для приобретения и самостоятельного мониторинга за состоянием рабочей жидкости тормозной системы.

 

Несколько комментариев по выбору тормозной жидкости:

- на легковом автомобиле с не очень высокопроизводительной силовой установкой (обычно характерная комбинация: передние дисковые тормоза, задние барабанные) достаточно тормозной жидкости спецификации DOT 4 Class 4;

- в случае если такой автомобиль дополнен системой ABS, ESP, ASR (любая комбинация), лучше применять тормозную жидкость спецификации DOT 4 Class 6.

- на автомобилях с высокопроизводительной силовой установкой (характерно: тормозные диски увеличенного радиуса, многоточечные тормозные суппорты) желательно использовать тормозные жидкости спецификации не ниже DOT 5.1.

- в случае если автомобиль с высокопроизводительной силовой установкой имеет системы стабилизации (ESP, ASR) то желательно использовать тормозные жидкости спецификации не ниже DOT 5.1 ESP, это необходимо для уменьшения времени отклика данных систем.