Виды, классы и допуски тормозных жидкостей, интервалы замены |
На данный момент существует несколько основных спецификаций тормозных жидкостей, которые используются в гидравлических тормозных системах легковых автомобилей:
DOT 3 (ISO 4925 Class 3) на данный момент использовать не целесообразно, так как она обладает довольно низкими эксплуатационными свойствами и большей способностью к абсорбции влаги из атмосферного воздуха, не имеет преимуществ перед DOT 4 жидкостями, даже в цене. Основа тормозных жидкостей DOT 3 полиалкиленгликоль.
DOT 4 самая популярная на данный момент спецификация тормозной жидкости, имеет несколько разновидностей внутри одного стандарта ISO 4925 Class 4 и Class 6.
DOT 4 Plus данная спецификация тормозной жидкости предназначена в основном для автомобилей марки Mercedes-Benz (лист допуска 331.0). Является пограничным продуктом, введенным Daimler-Benz для собственных нужд, в то время, когда характеристик продуктов по спецификации DOT4 было недостаточно, а спецификация DOT 5.1 еще не была разработана. В качестве замены для DOT4 Plus возможно использование DOT 5.1.
DOT 4 ESP (Так же возможны вариации названий LV-Low Viscosity, LT-Low Temperature, SL.6) Тормозная жидкость, соответствующая спецификации ISO 4925 Class 6.
DOT 5.1 (ISO 4925 Class 5-1) Превосходит по своим характеристикам спецификацию DOT 4, тормозные жидкости данной спецификации предназначены для работы в высокопроизводительных тормозных системах.
DOT 5.1 ESP развитие спецификации, улучшены характеристики жидкости при работе в условиях низких температур.
DOT 5 Тормозные жидкости по этой спецификации изготовлены на базе силиконов, в отличии от DOT4-DOT5.1, которые изготовлены на основе полиэтиленгликоля с полиэфирами борной кислоты. Это значит, что эти жидкости не взаимозаменяемы и не могут смешиваться в тормозной системе.
Для более наглядного понимания отличий в характеристиках тормозных жидкостей, значения сведены в таблицу. «Сухая» температура кипения указана для тормозной жидкости, только введенной в эксплуатацию. «Увлажненная» температура кипения указана для тормозной жидкости, имеющей содержание влаги 3,5%. Стандартов, которые регламентируют параметры тормозной жидкости несколько (SAE J 1703, SAE J 1704, FMVSS 116, ISO 4625), мы рассмотрим значения в рамках ISO 4925. |
ISO 4925 |
Температура кипения «сухой», не менее |
Температура кипения «увлажненной», не менее |
Вязкость при -40 °C, не более |
Вязкость при +100 °C, не менее |
Class 3 |
205 °C |
140 °C |
1500 mm2/s |
1,5 mm2/s |
Class 4 |
230 °C |
155 °C |
1800 mm2/s |
1,5 mm2/s |
DOT4+ |
260 °C |
180 °C |
750 mm2/s |
1,5 mm2/s |
Class 5.1 |
260 °C |
180 °C |
900 mm2/s |
1,5 mm2/s |
DOT 5.1 ESP |
260 °C |
180 °C |
750 mm2/s |
1,5 mm2/s |
Class 6 |
260 °C |
165 °C |
750 mm2/s |
1,5 mm2/s |
В связи с тем, что тормозные жидкости довольно гигроскопичны и могут в первый год эксплуатации «впитывать» до 2-3% влаги из атмосферного воздуха, рекомендуется регулярная замена с периодичностью 2-3 года (лучше сократить до 1-2 лет, в зависимости от интенсивности эксплуатации автомобиля). Как может негативно повлиять на тормозную систему высокое содержание влаги в тормозной жидкости? Из долгосрочных факторов - это коррозионные процессы. Даже при условии, что в тормозные жидкости при производстве вводят ингибиторы коррозии, при высоких значениях содержания влаги начинается разрушение поверхностей тормозных поршней, возможно нарушение герметичности в паре поршень-манжета, преждевременный износ манжеты суппорта, также возможно разрушение стенок тормозных трубок (в большинстве случаев трубки тормозной системы выполнены из стали). При крайне высоких значениях, более 3,5% содержания влаги, снижается температура замерзания тормозной жидкости, что может критично повлиять на работоспособность тормозной системы в целом в условиях низких температур. В условиях высоких температур при повышенном содержании влаги в тормозной жидкости снижается температура кипения, то есть возможно завоздушивание (в следствии закипания) тормозной системы при активном использовании тормозной системы, что резко снижает её производительность и работоспособность в целом. Для оценки содержания влаги в тормозной жидкости применяют гигрометры. На данный момент бытовые вариации вполне доступны для приобретения и самостоятельного мониторинга за состоянием рабочей жидкости тормозной системы.
Несколько комментариев по выбору тормозной жидкости: - на легковом автомобиле с не очень высокопроизводительной силовой установкой (обычно характерная комбинация: передние дисковые тормоза, задние барабанные) достаточно тормозной жидкости спецификации DOT 4 Class 4; - в случае если такой автомобиль дополнен системой ABS, ESP, ASR (любая комбинация), лучше применять тормозную жидкость спецификации DOT 4 Class 6. - на автомобилях с высокопроизводительной силовой установкой (характерно: тормозные диски увеличенного радиуса, многоточечные тормозные суппорты) желательно использовать тормозные жидкости спецификации не ниже DOT 5.1. - в случае если автомобиль с высокопроизводительной силовой установкой имеет системы стабилизации (ESP, ASR) то желательно использовать тормозные жидкости спецификации не ниже DOT 5.1 ESP, это необходимо для уменьшения времени отклика данных систем. |